Назад

Помощник Президента Российской Федерации И.Е.Левитин дал интервью монгольским СМИ по итогам серии мероприятий "Российско-Монгольская инициатива - 2018"

Стенограмма интервью Помощника Президента Российской Федерации И.Е.Левитина:

(Транслировалось в прямом эфире по телеканалу «Парламент», в записи – по телеканалам MNB, UBS и др.)

-Уважаемые телезрители, я хочу вам представить нашего уважаемого гостя, господина И.Е.Левитина, помощника Президента Российской Федерации В.В.Путина. Вам слово!

- Добрый день, уважаемые телезрители. Сегодня здесь находится официальная российская делегация. Мы работаем второй день. Проходит мероприятие по инициативе глав государств двух наших стран. На встрече во Владивостоке Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент Монголии Х.Баттулга договорились, что мы проведем такой форум, где бизнес мог бы обменяться мнениями, показать нашу российскую технику, которая, на мой взгляд, современная и отвечает всем необходимым требованиям.

Во время переговоров мы рассматривали различные вопросы. Например, вопрос модернизации Улан-Баторской железной дороги поднимался сегодня, на встрече Президента Монголии Х.Баттулги с вновь назначенным Министром транспорта России господином Е.И.Дитрихом, который в первый раз приехал в Монголию. Перед этой встречей господин Е.И.Дитрих вместе с Министром развития дорог и транспорта Монголии Ж.Бат-Эрдэнэ подписал Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом в присутствии Премьер-министра Монголии У.Хурэлсуха. Это соглашение является знаковым, мы его очень долго готовили, поскольку было много различных нюансов, требовавших согласования. Это первое для России подобное соглашение. Мы подписали его с Монголией. Оно дает право монгольским экспортным товарам, которые будут переводиться по железным дорогам России, получать определенные преференции. То есть, практически, этим соглашением мы даем возможность транспортировать монгольские товары по железным дорогам России транзитом в третьи страны для того, чтобы они были конкурентоспособными на их рынках. Это очень важное событие. Я возглавлял Российско-Монгольскую межправительственную комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) пять лет тому назад. Мы еще тогда говорили об этом соглашении. Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание, что это очень серьезный документ для Монголии. Говоря об этом, Президент Х.Баттулга на встрече с Министром Е.И.Дитрихом, поблагодарил его за то, что Правительство Российской Федерации откликнулось на просьбу Монголии, и Президент России В.В.Путин поручил сделать такое соглашение.

Мы рассматривали также вопросы развития авиационных перевозок. Здесь, в Монголии, есть возможность размещать самолеты небольшой дальности, которые сейчас проходят модернизацию в Новосибирске. Это бывший самолет АН-2. Сегодня на него ставится новый мотор, и это современная машина. Мы говорили о том, чтобы поставить их в Монголию и сделать здесь пункт обслуживания таких самолетов.

Рассматривали и вопросы угольной отрасли. Вы знаете, что сегодня практически нет возможности вывозить монгольский уголь в третьи страны через Россию из-за высоких железнодорожных тарифов и морских портов. На мой взгляд, мы нашли конструкцию, при которой это может состояться. И сегодня наш бизнес вместе с вашими министрами конкретно обсуждают этот проект.

Одним из вопросов, которые поднял Президент Монголии Х.Баттулга, было мероприятие, которое мы ежегодно проводим в России. Называется оно «Дети Азии». Это спортивное мероприятие, оно у нас проходит в Якутске. Примерно 3000 детей-спортсменов приезжают туда и соревнуются, общаются. Это очень, на мой взгляд, интересное мероприятие. Господин Х.Баттулга планирует в 2020 году провести эти соревнования здесь, в Улан-Баторе. Мы ему поможем, мы договорились сделать общий план. Наши тренеры, наш бизнес, которые умеют организовывать такие соревнования, окажут всемерное содействие.

Рассматривали очень широкий комплекс вопросов. Здесь было два федеральных министра. Вчера – Министр промышленности и торговли. И целый день на переговорах мы рассматривали вопросы торговли между нашими странами. Сегодня – Министр транспорта, и мы рассматриваем вопросы развития транспортной системы.

Поэтому я хочу, обращаясь к вам, сказать, что Россия всегда была и будет надежным партнером Монголии. Спасибо.

-Это я должен от народа Монголии сказать «спасибо» Вам и Правительству России. Это большая честь, я бы даже назвал это «братским жестом». У меня есть несколько вопросов.

-Пожалуйста.

-Российская делегация давно не приезжала таким большим составом в Монголию. За это тоже спасибо. Какие компании или банки прибыли в составе вашей группы?

-Я сначала скажу, почему они приехали. Посмотрите, за год у нас выросли перевозки по Улан-Баторской железной дороге на 37%. Такого тоже не было никогда. О чем идет речь? Сегодня товарооборот между Россией и Китаем превысил 80 млрд. долл. США. Это те товары, которые идут из России в Китай и из Китая в Россию. И основным транзитером мы считаем Монголию, и в этом направлении видим очень большие перспективы. Поэтому мы обговаривали сегодня с бизнесом, который сюда приезжал, что этот товар не просто должен пройти. Если на границах есть проблемы – пробки, заторы – поезда пройти не могут, значит, надо делать базы, где его можно перегружать на автомобильный транспорт, на наши автодороги. Поэтому сюда приехала, на мой взгляд, очень профессиональная группа бизнеса по логистике. И мы на Монголию смотрим не просто как на железнодорожный транзит. На встрече с монгольским Президентом Министр транспорта Е.И.Дитрих высказал предложение сделать хорошую современную автомобильную магистраль, которую как транзит будут использовать перевозчики Китая и России.

-Какие меры будут предпринимать Администрация Президента и Правительство Российской Федерации, чтобы превратить в дело все разговоры, которые здесь велись?

Вопрос правильный. Сейчас в России сформировалось новое Правительство, и для того, чтобы сделать то, о чем Вы сказали, очень важно сформировать хорошую Российско-Монгольскую Межправительственную комиссию. Я вчера встречался с Вице-премьером Правительства Монголии У.Энхтувшином, который возглавляет МПК от Монголии. Мы договорились, что обязательно сделаем так, чтобы с нашей стороны Комиссию возглавляло должностное лицо не ниже Вице-премьера Правительства России. Это нужно для того, чтобы уровень отношений был рабочим постоянно, а не один раз в год.

-Товарооборот между нашими странами пока убыточен для Монголии. Какие могут быть приняты меры, чтобы исправить эту ситуацию?

-Прежде всего, это экспорт мясной продукции, изделий из кожи. Нам показали вчера на выставке то, где мы можем кооперироваться, вместе что-то делать. И, конечно, надо вернуться к тому, чтобы баланс был, по крайней мере, если не полностью равен, но чтобы доля монгольской стороны постоянно увеличивалась. У вас есть возможность поставлять уголь. В том числе и в Россию. У вас очень хороший уголь, по качеству он не уступает российскому углю, но его нужно вывезти из Тавантолгоя. Надо построить путь до Тавантолгоя, мы вчера об этом говорили. Может быть, сначала не железнодорожный, а автомобильный. Но надо уголь вывозить на железную дорогу. Это, конечно, валюта для Монголии. Сегодня вы торгуете углем только с Китаем, поэтому в торговле с Россией баланс не в пользу Монголии.

-Каковы перспективы сотрудничества между центральными банками двух стран в том, чтобы перейти на расчеты в национальных валютах?

-Сегодня в Пекине проходят переговоры между Россией и Китаем, завтра в Циндао будет саммит ШОС. Вы знаете, что Россия и пять других страны сформировали единое пространство – Евразийское. Там есть наблюдатели. И если Монголия тоже будет членом этого клуба, эти вопросы станут для нее более свободными. Например, у нас нет таможенных границ между Казахстаном, Россией и Беларусью. Я вчера говорил Президенту Монголии: «Если вы вступите в ЕврАзЭс, то будете граничить уже с Польшей». Можете себе представить? То есть, вы взяли груз в Китае, и первый пункт пропуска – на границе с Польшей. Мы проходим границу России и Белоруссии без всяких таможенных процедур. Другая тарифная политика! У нас в ЕврАзЭс единая тарифная политика. Да, может, это произойдет и не сразу, но, по крайней мере, надо думать о том, чтобы быть в таком союзе. Мы же соседи и находимся рядом.

-Как, на Ваш взгляд, сказывается частая смена правительств Монголии (через полтора-два года у нас всегда меняется правительство)?

-Я больше десяти лет работаю с Монголией. Возглавлял Межправительственную комиссию. Я знаю практически всех министров, все правительство. Понимаете, здесь должна быть стабильность. Посмотрите, правительство России сменилось, но почти половина его членов осталась. Может, это связано с тем, что у нас члены Правительства и сотрудники Администрации Президента не являются членами партий. То есть, у нас нет партийной системы в административных органах. И может быть, в этом причина того, что как раз у нас – стабильность. Министры, которые вновь назначены, приходят из этого же Министерства. Вот, например, Е.И.Дитрих был Первым заместителем Министра транспорта. Фактически, он вел вопрос, и сегодня он разговаривал с Президентом Х.Баттулгой на том же языке, на котором говорил прежний Министр. Я дружу со многими бывшими министрами Монголии, хорошо знаю их, и Вы правы в том, что нужна стабильность. Тогда бизнес будет больше доверять властям.

-Спасибо за беседу. Больших успехов в Вашем деле!

-Я тоже хочу Вас поблагодарить и сказать, что Монголия для нас не просто страна-сосед. Кстати, у нас с вами в следующем году юбилей. 80 лет, как мы вместе с вами воевали и победили на Халхин-голе, и по этому вопросу монгольские коллеги обратились с просьбой организовать совместное празднование. Будем думать. Спасибо. Всего доброго!