Назад

Ответ Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Монголии И.К.Азизова на обращение ветерана Русской общины в Монголии В.А.Дунаева

 

ВЕТЕРАНУ РУССКОЙ ОБЩИНЫ В МОНГОЛИИ В.А.ДУНАЕВУ

Уважаемый Виктор Александрович,

Ваше заявление получил и изучил. В частности, Вами подняты темы улучшения жилья постоянно проживающим в Монголии российским гражданам, в т.ч. за счет комплекса недвижимости, находящейся в оперативном управлении ФГУП «Госзагрансобственность»; возвращения к практике бесплатного приема детей постоянно проживающих российских граждан в школу Посольства; трудоустройства постоянно проживающих в Монголии российских граждан, включая работу в Посольстве и подведомственных ему учреждениях. Затронуты и другие вопросы. Отвечаю.

1. В случае предоставления Вами подлинных копий Протокола о выводе советских войск с территории МНР, а также документа советского (российского) командования об обязательствах выделить квартиры постоянно проживающим в Монголии советским (российским) гражданам для улучшения их жилищной ситуации будем готовы рассмотреть юридический статус этих документов. К сожалению, в Посольстве их копий не имеется. Они запрашиваются нами в Москве, на их поиск в архивах и правовую оценку потребуется некоторое время.

Что касается распоряжения имеющимся государственным жилым фондом Российской Федерации за рубежом, в том числе в Монголии, то, как Вам, видимо, хорошо известно, вся недвижимая загрансобственность России разделена на две части: коммерческую, находящуюся на балансе и под управлением ФГУП «Госзагрансобственность», и дипломатическую, которая стоит на балансе соответствующих российских загранучреждений (Посольств, Торгпредств, РЦНК, представительств, Генеральных консульств, консульств). Последняя предназначена для использования исключительно в целях, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Согласно этим признаваемым и соблюдаемым всеми странами, в том числе Россией и Монголией, документам, послы не вправе заниматься коммерческой деятельностью, в том числе распоряжением государственной недипломатической недвижимостью России за рубежом. Такое ведение относится к компетенции ФГУП «Госзагрансобственность». Поэтому Посольство не имеет право вмешиваться в оперативную деятельность этой государственной компании и давать указания насчет распределения жилья. Монгольские же власти, вполне, кстати, справедливо, могли бы усмотреть в подобных шагах Посла признаки нарушения указанных Конвенций. А согласно российскому законодательству, такие указания означали бы т.н. «конфликт интересов», что для госслужбы, а посольства – госслужба, недопустимо.

Это, однако, не означает, что мы не ставим перед руководством соответствующих инстанций в Москве вопросы о предоставлении льгот и привилегий постоянно проживающим в Монголии российским гражданам, нуждающимся по тем или иным причинам в улучшении жилищных условий. Мы это, разумеется, делаем и продолжаем делать. Повторю еще раз, сам акт предоставления Послом десятков квартир или тем более домов был бы воспринят монгольской стороной с недоумением, как деятельность на грани вопиющего нарушения международного права.

В Вашем письме упомянуты решения 22-го заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, состоявшегося в Улан-Баторе в мае 2019 г. Подтверждаю, что российская и монгольская стороны, действительно, ведут работу по осуществлению решений глав государств Российской Федерации и Монголии от 2009 г. и глав правительств России и Монголии от 2010 г. о безвозмездном для монгольской стороны разделе находящихся в собственности российской стороны жилых домов в Улан-Баторе и Дархане в соотношении 50% на 50%. При этом обе стороны уже обменялись официальными письменными заверениями в том, что интересы российских и монгольских арендаторов и квартиросъемщиков этого жилья в процессе раздела не пострадают. Посольство, как и другие госучреждения России, занимается данным вопросом исключительно в плане подготовки надлежащих межправительственных соглашений. После их заключения упомянутый ФГУП будет отвечать за технические аспекты урегулирования этого застарелого вопроса.

2. О плате за обучение в школе при Посольстве. Здесь необходимо пояснить, что, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующему приказу Министерства иностранных дел Российской Федерации от  апреля 2018 г., речь идет о частичной компенсации нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования дипломатическими представительствами Российской Федерации, консульскими учреждениями Российской Федерации, постоянными представительствами Российской Федерации при международных организациях.

Закон и приказ подлежат неукоснительному исполнению. В связи с их вступлением в силу Посольство не могло продолжать практику бесплатного обучения детей постоянно проживающих за рубежом российских граждан. Оба документа отнюдь не противоречат Конституции России, предусматривающей бесплатность среднего образования лишь на российской территории, к каковой территория школы Посольства в Улан-Баторе не относится даже по формальному признаку, коль скоро расположена на участке, до сих пор зарегистрированном монгольскими властями на СССР.

3. О трудоустройстве постоянно проживающих российских граждан. В настоящее время по линии всех подведомственных Посольству российских загранучреждений за рубежом постоянную работу имеют 45 постоянно проживающих в Монголии российских граждан. Больше трудоустроить просто невозможно. Что касается дипломатических должностей, то, как почти во всех других странах мира, в Российской Федерации к такой работе привлекаются исключительно лица, командированные  из столицы.

4. На различных уровнях и в ходе двусторонних консульских консультаций МИД России и Посольство регулярно ставят вопросы, связанные с положением российских граждан, постоянно проживающих в Монголии, их правовым статусом и социальным обеспечением, в том числе с неправомерным выделением среди них двух различных упомянутых Вами категорий. В настоящее время осуществляется  деятельность двусторонней рабочей группы по внесению изменений в Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.  Будьте уверены, Посольство не оставит этот вопрос и продолжит постоянно защищать интересы российских граждан политико-правовыми методами.

Для предотвращения любых нарушений прав россиян в Монголии Посольство обращается в курирующие монгольские ведомства или правоохранительные органы, благодаря чему к настоящему моменту удалось возобновить выплаты ветеранам по случаю национальных праздников, регулярно решать вопросы, связанные с подтверждением рабочего стажа, назначением пенсий, субсидий и льгот, а также избегать нарушений в ходе судебных процессов. Надеюсь, ответил на Ваши тезисы.

Теперь – немного не в связи с заявлением. Посольство знает о неудовлетворительном материальном положении наших соотечественников, на основе их ходатайств оказывает им постоянную помощь, прямую и косвенную, в частности, обнулением для них расходов по оформлению документов, например, новых загранпаспортов.

И последнее. Судя по довольно неприемлемому тону Вашего обращения и его поступлению уже на следующий день после получения адресатом в электронные средства массовой информации, вышеизложенные разъяснения хорошо Вам известны. Ваше письмо, видимо, не преследует цель  реального решения проблем постоянно проживающих российских граждан. Иначе как понять категоричность в суждениях. Вы, кстати, не дождались ни моего ответа, ни возможности изложить претензии Послу,  с которым лично не знакомы, в прямом контакте.

С большим сожалением воспринял Ваши намеки на то, что российское гражданство Вам ничего не дало. Видимо, у нас разные восприятия России. Из письма мы поняли, что она представляется Вам большим «собесом», который только и обязан раздавать бесплатные квартиры, льготы и рабочие места. Невольно приходит на ум фраза знаменитого президента США Дж.Ф.Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны».

Почему-то Вами полностью обойден вопрос о доведении, до недавних пор, до неприглядного состояния Русского кладбища в Улан-Баторе. Только после обращений Посольства и активистов КСОРС к российским бизнесменам в Монголии оно было обнесено достойной оградой. Похоже, все идет к тому, что на поиск средств для второго этапа реконструкции захоронения вновь придется идти «с шапкой по кругу». Будем, конечно, и впредь регулярно ходатайствовать перед мэрией столицы Монголии о возобновлении для российской общины Улан-Батора разрешений на аренду земли под кладбищем. Считаем своим долгом сохранение в городе единственного на монгольской территории исторического православного прихода с его прекрасным храмом и выдачу отцу-настоятелю всех необходимых документов на проведение духовной деятельности, прежде всего, в интересах российской общины.  Будет, однако,  весьма странно, если Посольству придется вмешиваться в такие вопросы, как взимание или невзимание платы за захоронение умерших российских граждан и ее размеры.

С горечью отмечаю, что община соотечественников не предприняла  конкретных шагов для пострадавшего от подтопления и пожаров населения тесно связанной со страной Вашего пребывания и со многими соотечественниками Иркутской области, а также Красноярского края. А ведь Президентом Монголии Х.Баттулгой и Монгольским Союзом выпускников зарубежных ВУЗов была развернута целая кампания сбора средств.

В заключение позвольте, Виктор Александрович, подчеркнуть, что реалии российско-монгольских отношений, а также международных связей в результате ряда общеизвестных объективных и субъективных факторов претерпели серьезные изменения и не подлежат ретроспективному сравнению. Новая обстановка может вызвать ностальгию по минувшим временам, однако как раз она является фоном всех нынешних событий. Именно этим в своей работе руководствуется не только Посольство России в Монголии, но и, поверьте, все государственные и коммерческие структуры мирового сообщества. 

ПОСОЛ                                                                                                                                                                                                                                   И.АЗИЗОВ